Как правильно рассчитать цены на предметную фотосъёмку
Те, кто впервые сталкивается с необходимостью заказа предметной фотографии, часто не понимают, почему нет «универсального» прейскуранта на такие услуги, и что может быть сложного в таком виде фотосъёмки.
Ну действительно, казалось бы, помещаешь искомый «предмет» перед фотоаппаратом, да и снимаешь его!
Какая разница, какой именно этот предмет? А разница есть, и причём огромная! Почему так?
Давайте сначала уточним, что такое предметная фотосъёмка.
Вообще, под понятие «предмет» фактически подходит любой неодушевлённый объект, от рисового зёрнышка до Эйфелевой башни. И как может процесс съёмки двух этих «предметов» быть одинаковым?На самом деле, предметная фотография включает в себя множество категорий, зачастую с кардинально отличающимися требованию к используемому оборудованию и технике съёмки.
Например, может быть:
- архитектурная съёмка
- съёмка промышленных объектов
- съёмка интерьеров
- съёмка товаров повседневного спроса (одежда, обувь, бытовая техника) для интернет-магазинов и каталогов
- съёмка ювелирных изделий
- съёмка миниатюрных предметов (макросъёмка)
- специальные виды съёмки.
С первыми тремя видами всё более-менее понятно: если заказчику не нужен совсем уж эксклюзивный результат, то фотограф должен приехать на объект, и снять его обычным образом.
То есть стоимость такой работы лучше считать по часам, обычно это минимум 1 час рабочего времени на дорогу + 1 час на фото (если их нужно немного).
Вот и получается, что минимум это 5000 рублей (1 час работы), если объект съёмки рядом. Кстати, многие думают, что 5000 рублей за час работы – это очень много.
Но не забывайте, что для получения хорошего результата все фото нужно обязательно обработать, а на это уходит как минимум столько же времени, как и на саму съёмку!
Поэтому нужно делить стоимость работы на два, получается не 5000, а 2500 рублей в час, что уже не так много.
Теперь про те предметы, которые снимаются в студии. Вот тут всё гораздо сложнее.
Рассмотрим ключевые факторы, влияющие на качество результата съёмки:
- фон (или окружение) съёмки
- правильный свет
- тип предмета – матовый (небликующий) или глянцевый
- необходимая глубина резкости.
Добавлю, что для съёмки каждого нового типа предметов нужно заново составить сет-ап – расположить предмет на нужном фоне в нужном ракурсе, выставить свет, сделать тестовую съёмку. Понятно, что это занимает какое-то время.
Но если нужно снять много идентичных предметов, то всё выставляется один раз, и времени на съёмку одного изделия тратится мало, поэтому и цена будет низкой.
А вот если нужно снять много разных (отличающихся размерами и фактурой) предметов, то нужно будет тратить много дополнительного времени на каждый предмет, и такая съёмка уже не может быть дешёвой.
А в чём разница – матовый предмет, или глянцевый? В том, что матовый предмет не бликует, и его можно легко и просто осветить прямым светом.
Вот пример «простого» объекта:

А с глянцевыми предметами всё на порядок сложнее, нужно не просто снять их без паразитных бликов, но и зачастую специально добавить те блики, которые выгодно подчеркнут фактуру изделия.
Кроме того, нужно убрать и отражения окружающих предметов (стен, потолка, самого фотографа с фотоаппаратом) от снимаемого объекта!
Собственно, в такой съёмке и раскрывается (или не раскрывается) мастерство фотографа.
Вот пример «сложного» объекта:

А что по поводу глубины резкости? Дело в том, что по законам оптики с уменьшением размеров снимаемого предмета уменьшается и глубина резкости, которую можно получить за один кадр.
Вот наглядный пример, - резкая только передняя часть предмета, всё остальное - нет:

Но как правило требуется получить фото, где объект съёмки резкий целиком! Для этого снимается несколько фото с переменным фокусом, а затем они совмещаются с помощью специального программного обеспечения. Это называется стекинг, и даже на быстром компьютере занимает немало времени.
Например, чтобы получить этот результат, понадобилось сделать три фото:

А при съёмке мелких ювелирных изделий это количество может доходить до десятков снимков на одно изделие! Естественно, всё это кардинально замедляет процесс съёмки.
Поэтому у меня огромная просьба к заказчикам: не думайте, что на вас хотят нажиться и взять кучу денег за то, чтобы просто нажимать на кнопку спуска!
В любом деле важен профессионализм, и особенно это актуально в предметной съёмке!
К тому же, как правильно она нужна для того, чтобы выгоднее показать товар потенциальному покупателю, а значит качество фото напрямую влияет на вашу прибыль!
С надеждой на взаимовыгодное сотрудничество, ваши фотографы Андрей и Светлана!