Как правильно рассчитать цены на предметную фотосъёмку

Те, кто впервые сталкивается с необходимостью заказа предметной фотографии, часто не понимают, почему нет «универсального» прейскуранта на такие услуги, и что может быть сложного в таком виде фотосъёмки. 

Ну действительно, казалось бы, помещаешь искомый «предмет» перед фотоаппаратом, да и снимаешь его! 

Какая разница, какой именно этот предмет? А разница есть, и причём огромная! Почему так? 

Давайте сначала уточним, что такое предметная фотосъёмка. 

Вообще, под понятие «предмет» фактически подходит любой неодушевлённый объект, от рисового зёрнышка до Эйфелевой башни. И как может процесс съёмки двух этих «предметов» быть одинаковым?На самом деле, предметная фотография включает в себя множество категорий, зачастую с кардинально отличающимися требованию к используемому оборудованию и технике съёмки. 

Например, может быть: 

 - архитектурная съёмка 

- съёмка промышленных объектов 

- съёмка интерьеров 

- съёмка товаров повседневного спроса (одежда, обувь, бытовая техника) для интернет-магазинов и каталогов 

- съёмка ювелирных изделий 

- съёмка миниатюрных предметов (макросъёмка) 

- специальные виды съёмки. 

С первыми тремя видами всё более-менее понятно: если заказчику не нужен совсем уж эксклюзивный результат, то фотограф должен приехать на объект, и снять его обычным образом. 

То есть стоимость такой работы лучше считать по часам, обычно это минимум 1 час рабочего времени на дорогу + 1 час на фото (если их нужно немного). 

Вот и получается, что минимум это 5000 рублей (1 час работы), если объект съёмки рядом. Кстати, многие думают, что 5000 рублей за час работы – это очень много. 

Но не забывайте, что для получения хорошего результата все фото нужно обязательно обработать, а на это уходит как минимум столько же времени, как и на саму съёмку! 

Поэтому нужно делить стоимость работы на два, получается не 5000, а 2500 рублей в час, что уже не так много. 

Теперь про те предметы, которые снимаются в студии. Вот тут всё гораздо сложнее. 

Рассмотрим ключевые факторы, влияющие на качество результата съёмки: 

 - фон (или окружение) съёмки 

 - правильный свет 

- тип предмета – матовый (небликующий) или глянцевый 

- необходимая глубина резкости. 

Добавлю, что для съёмки каждого нового типа предметов нужно заново составить сет-ап – расположить предмет на нужном фоне в нужном ракурсе, выставить свет, сделать тестовую съёмку. Понятно, что это занимает какое-то время. 

Но если нужно снять много идентичных предметов, то всё выставляется один раз, и времени на съёмку одного изделия тратится мало, поэтому и цена будет низкой. 

 А вот если нужно снять много разных (отличающихся размерами и фактурой) предметов, то нужно будет тратить много дополнительного времени на каждый предмет, и такая съёмка уже не может быть дешёвой. 

А в чём разница – матовый предмет, или глянцевый? В том, что матовый предмет не бликует, и его можно легко и просто осветить прямым светом. 

Вот пример «простого» объекта:  

А с глянцевыми предметами всё на порядок сложнее, нужно не просто снять их без паразитных бликов, но и зачастую специально добавить те блики, которые выгодно подчеркнут фактуру изделия. 

Кроме того, нужно убрать и отражения окружающих предметов (стен, потолка, самого фотографа с фотоаппаратом) от снимаемого объекта! 

Собственно, в такой съёмке и раскрывается (или не раскрывается) мастерство фотографа. 

Вот пример «сложного» объекта: 

А что по поводу глубины резкости? Дело в том, что по законам оптики с уменьшением размеров снимаемого предмета уменьшается и глубина резкости, которую можно получить за один кадр. 

Вот наглядный пример, - резкая только передняя часть предмета, всё остальное - нет: 

Но как правило требуется получить фото, где объект съёмки резкий целиком! Для этого снимается несколько фото с переменным фокусом, а затем они совмещаются с помощью специального программного обеспечения. Это называется стекинг, и даже на быстром компьютере занимает немало времени. 

Например, чтобы получить этот результат, понадобилось сделать три фото: 

А при съёмке мелких ювелирных изделий это количество может доходить до десятков снимков на одно изделие! Естественно, всё это кардинально замедляет процесс съёмки. 

Поэтому у меня огромная просьба к заказчикам: не думайте, что на вас хотят нажиться и взять кучу денег за то, чтобы просто нажимать на кнопку спуска! 

В любом деле важен профессионализм, и особенно это актуально в предметной съёмке! 

К тому же, как правильно она нужна для того, чтобы выгоднее показать товар потенциальному покупателю, а значит качество фото напрямую влияет на вашу прибыль! 

С надеждой на взаимовыгодное сотрудничество, ваши фотографы Андрей и Светлана!